Астрида кайриша актриса личная жизнь

Астрида Кайриша — биография, информация, личная жизнь, фото

Астрида Кайриша

Астрида Кайриша

Астрида Кайриша (лат. Astrīda Kairiša). Родилась 8 апреля 1941 года в Риге — умерла 13 января 2021 года в Латвии. Советская и латвийская актриса театра и кино. Народная артистка Латвийской ССР (1986).

Астрида Кайриша родилась 8 апреля 1941 года в Риге в рабочей семье.

Сестра — Дигна Кайриша, балерина.

В 1960 году окончила рижскую среднюю школу №28.

В 1962 году окончила 3-ю студию при Академическом театре им. Райниса (театр Дайлес).

В 1962-1968 годах — актриса Лиепайского театра.

С 1968 года — актриса Академического театра драмы Латвийской ССР им. А. Упита. Показала себя как актриса большого дарования и широкого диапазона, от трагедии до комедийных постановок. На сцене Национального театра сыграла множество ролей в постановках «Дни портных в Силмачах», «Времена землемеров», «Индраны» и многих других. Наиболее выдающейся ее работой считается роль Спидолы в поставленном в 1985 году по одноименному произведению Райниса спектакле «Огонь и ночь».

С 1967 года — Член Союза театральных деятелей Латвийской ССР.

Награждена престижными латвийскими театральными премиями: дважды им. Лилиты Берзини (1987 и 1993) и им. Алфреда Амтманиса-Бриедитиса (1997).

Народная артистка Латвийской ССР (1986).

Астрида Кайриша в кино

С 1961 года снималась в кино, дебютировав в фильме «Обманутые». Далее были работы в картинах «Письма к живым» (Ольга), «Танец мотылька» (Ева), «Слуги дьявола на Чёртовой мельнице» (Вероника), «Опознание» (Ингрид Кюн).

Астрида Кайриша в фильме «Танец мотылька»

Астрида Кайриша в фильме Танец мотылька

Астрида Кайриша в фильме «Слуги дьявола на Чёртовой мельнице»

Астрида Кайриша в фильме Слуги дьявола на Чёртовой мельнице

В 1973 году сыграла роль Зане в драме «Вей, ветерок!» по мотивам пьесы Яна Райниса. По сюжету в дом богатой хуторянки, дочери которой славятся благонравием, приезжают сваты. Лодочнику Улдису приглянулась Зане и хуторяне начали готовиться к свадьбе. Но случилось неожиданное: на мельнице Улдис увидел поденщицу Байбу, которая покорила сердце жениха. Когда же оскорбленная и опозоренная Зане решила покончить с собой, Байба пообещала уйти с дороги.

Читайте также:  Полин моран актриса личная жизнь

Астрида Кайриша в фильме «Вей, ветерок!»

Астрида Кайриша в фильме Вей ветерок

Яркой стала роль Лауры в мелодраме «Соната над озером» Гунара Цилинского по роману Регины Эзеры «Колодец». Муж учительницы Лауры в состоянии опьянения застрелил на охоте своего друга и отбывает наказание. Семейная жизнь хирурга Рудольфа, приехавшего провести отпуск на хуторе, не сложилась. Несмотря на сильное чувство, Лаура сознавая свою необходимость мужу и ответственность перед детьми, отказывается от Рудольфа.

За исполнение роли Лауры в фильме «Соната над озером» стала лауреатом Государственной премии Латвийской ССР.

Астрида Кайриша в фильме «Соната над озером»

Астрида Кайриша в фильме Соната над озером

Заметными стали роли в фильмах «Три минуты лёта» (Юстина), «Жаворонки» (Ингрида), «Этот странный лунный свет» (Надина), «Вальс длиною в жизнь» (Велта).

Астрида Кайриша в фильме «Жаворонки»

Астрида Кайриша в фильме Жаворонки

В 1990-е — 2000-е исполнила несколько ролей в латвийских и немецких картинах.

Астрида Кайриша в фильме «Синева неба»

Астрида Кайриша в фильме Синева неба

Умерла 13 января 2021 в Латвии.

Личная жизнь Астриды Кайриши:

Была замужем.

Фильмография Астриды Кайриши:

1961 — Обманутые (Pieviltie) — Лиените
1963 — Он жив (Viņš dzīvs) (короткометражный) — Яна взрослая, учительница
1964 — Письма к живым — Ольга
1970 — Стреляй вместо меня (Šauj manā vietā) — Ирина, актриса
1971 — Танец мотылька (Tauriņdeja) — Ева
1972 — Слуги дьявола на Чёртовой мельнице — Вероника
1973 — Опознание — Ингрид Кюн
1973 — Вей, ветерок! (Pūt, vējiņi!) — Зане (дублировала Н. Румянцева)
1975 — Лето мотоциклистов (Motociklu vasara) — мать Мариса
1976 — Соната над озером (Ezera sonāte) — Лаура (озвучила Галина Чигинская)
1976 — Быть лишним (Liekam būt) — Ирена Андава (озвучила Лариса Данилина)
1979 — Три минуты лёта (Trīs minūšu lidojums) — Юстина
1980 — Жаворонки (Cīrulīši) — Ингрида
1980 — Вечерний вариант (Vakara variants) — Анна
1985 — Мальчик-с-пальчик (Pohádka o Malíčkovi) — мать ветров
1986 — Двойник (Dubultnieks) — директор детдома
1987 — Этот странный лунный свет (Dīvainā mēnessgaisma) — Надина
1988 — Дни портных в Силмачах (фильм-спектакль)
1989 — Тапёр (Tapers) — мать Лаймона
1990 — Вальс длиною в жизнь (Valsis mūža garumā) — Велта
1997 — Жернова судьбы (Mills of Fate / Liktendzirnas)
2001-2007 — Борозды судьбы (Likteņa līdumnieki) — учительница
2011 — Синева неба (Blaue vom Himmel, Das) — эпизод
2014 — Джимлай Руди Ралала (Džimlai Rūdi Rallallā)
2016 — Хроника Мелании (Melānijas hronika)

Читайте также:  Актриса анна адамович личная жизнь

последнее обновление информации: 13.01.2021

Источник

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №42

Дзидра РИТЕНБЕРГА

В начале ноября 1965 года советскую общественность потрясла новость: на съемках фильма «Директор», в узбекской пустыне, произошел несчастный случай. При выполнении автомобильного трюка погиб известный актер, всенародный любимец Евгений Урбанский, прославившийся после исполнения главной роли в фильме «Коммунист». Погиб в возрасте 33 (!) лет. Женой актера была не менее звездная персона — Дзидра Ритенберга, одна из самых известных прибалтийских актрис. Еще ее называли одной из самых красивых советских актрис. Вот так разрушился звездный брак двух артистов.

Известно несколько случаев, когда прославленные советские актрисы, в поисках более глубокой творческой самореализации, уходили в режиссуру. Самый яркий и успешный пример — Наталья Бондарчук. Творчество Дзидры Ритенберги в качестве кинорежиссера гораздо менее известно, чем ее актерские работы. Из шести поставленных ею фильмов успешным можно назвать только «Вечерний вариант» (1980). Возможно, «Эта опасная дверь на балкон» (1976) и «Вальс длиною в жизнь» (1993) тоже хороши, однако недоступны для просмотра.

Дзидра Артуровна начала режиссерский путь с очень женской драмы «Вечерний вариант«. Учительнице Анне 36 лет, она никогда не была замужем, потенциального жениха нет и непонятно, откуда он может взяться в таком-то возрасте. Детей тоже нет.

Героиня словно обрекла себя на одиночество. Очевидно, что причина не во внешних данных женщины. Причина лежит в психологической сфере. О прошлом героини в фильме не говорится, но можно догадаться, что нелегкая судьба и строгие моральные нормы, обязательные для культурной советской женщины, сломали всю ее личную жизнь. Плюс личные страхи и предубеждения. Получаем портрет человека в состоянии сложного жизненного выбора: либо оставить всё как есть, либо зацепиться за тот самый «вечерний вариант».

Читайте также:  Актриса марина могилевская личная жизнь фото

«Вечерний вариант» заключается в том, чтобы завести ребенка от здорового, порядочного мужчины (пускай женатого) посредством якобы «случайной» связи во время командировки. Да, рушится вся мораль, но дальнейшая жизнь в одиночестве — еще страшнее. А так хоть с собственным ребенком…

Мужчина действительно попался достойный. Но пассивное участие в «вечернем варианте» его не устроило. Между Анной и Виктором начинается тяжелое нравственное противостояние, с надеждами на возможное совместное счастье. Герой женат, имеет детей, ответственную работу. Бросить всё ради Анны он не может. Тупик. «Вечерний вариант» сработал, но душу героини не излечил.

Фильм Дзидры Ритенберги совсем не зрелищный. Холодный, сдержанный характер героини задает интонацию фильму, так что скриншотить тут особо нечего. «Вечерний вариант» напомнил лучшие фильмы Ингмара Бергмана, в которых действие также происходит внутри людей, а Астрида Кайриша чем-то похожа здесь на Лив Ульман. Сравнение вовсе не притянуто за уши. «Вечерний вариант» — сложная внутренняя драма, психологически адекватная и достоверная, т.е. чисто советских заморочек тут нет — все-таки Рижская киностудия…

Несмотря на творческий успех (правда, при отсутствии успеха зрительского — фильм до сих пор малоизвестен), Дзидра Ритенберга пошла по более легкому пути — к созданию зрелищного кино. Следующие ее ленты — «Самая длинная соломинка«, «Последний репортаж» — сделаны в «лучших» традициях советских прибалтийских детективов. Что это за жанр — я писал здесь. К сожалению, «Вечерний вариант» оказался единственным в своем роде, а было бы интересно проследить за развитием жанра «прибалтийской психологической драмы»…

Источник