Борис равенских биография личная жизнь дети

Борис Равенских — биография, информация, личная жизнь, фото, видео

Борис Равенских

Борис Равенских

Борис Иванович Равенских (Ровенских). Родился 14 (27) июня 1914 года в Санкт-Петербурге — умер 10 января 1980 года в Москве. Советский театральный режиссер, педагог. Главный режиссер Московского драматического театра имени А. С. Пушкина (1960-1970) и Малого театра (1970-1976). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). Народный артист РСФСР (1963). Народный артист СССР (1968). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951). Лауреат Государственной премии СССР (1972).

Борис Равенских родился 14 (27 по новому стилю) июня 1914 года в Санкт-Петербурге. В то же время на могильной плите указана дата рождения другая — 1912 год.

Отец — Иван Васильевич Ровенских, родом из села Юшково Курской губернии. В детстве хорошо пел, с десятилетнего возраста был певчим в хоре Белгородского монастыря. Обладал мощнейшим голосом — такой силы, что мог своим пением погасить свечи. Через несколько лет ревизор, приехавший в монастырь из Санкт-Петербурга с проверкой, забрал его с собой петь в хоре Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Когда у него сложился баритон, получил приглашение в хор Мариинского театра, где пел рядом с Федором Шаляпиным. Одновременно служил в хоре Елисеевской церкви на Большой Охте, где и познакомился со своей будущей женой, матерью его пятерых детей. Во время Гражданской войны пел в хоре Красной армии.

Мать — Александра Епифаиловна Ровенских (в девичестве Соловьева), графского происхождения (при советской власти Борис Иванович старался не афишировать этот факт и указывал, что мать родом из мещанско-чиновничей семьи), воспитанница Смольного института благородных девиц. Знала французский язык, много читала. Однажды, разочаровавшись в творчестве Максима Горького, написала ему письмо: «Дорогой Алексей Максимович, чем вы объясните, что ваши ранние рассказы гораздо талантливее поздних произведений?». Ответа она, правда, не дождалась. Погибла во время блокады Ленинграда.

Получил широкую известность под фамилией Равенских. В то же время относительно его фамилии полной определенности нет. Так, актер Евгений Весник отмечал: «был он, кстати, и Ровенский, и Ровёнский, и Равенский, и Ровенских».

В семье Борис был самым младшим из пяти детей.

Когда окончилась Гражданская война, их семья перебралась на родину отца в село Юшково Курской губернии. В селе не было школы, поэтому Борис учился в средней школе-семилетке в Старом Осколе, которую окончил в 1929 году. Как актер участвовал в спектаклях молодежного хора, организованного его отцом, однако ему хотелось не играть, а помогать другим актерам и самому ставить спектакли. В его аттестате об окончании школы было написано: «За время пребывания в школе обнаружил особую склонность к драматическому искусству».

В конце 1920-х годов вернулся в Ленинград. С третьей попытки поступил в Техникум сценических искусств на актерский факультет, но из-за нехватки общего образования его отправили на вспомогательные курсы, где под руководством Михаила Сокольского он работал в Ленинградском театре рабочей молодежи. Впоследствии режиссер часто использовал опыт Сокольского в своих спектаклях.

Борис Равенских в молодости

Борис Равенских в молодости

Затем получил рекомендацию на режиссерский факультет, где занимался в мастерской ленинградских учеников и сподвижников Всеволода Мейерхольда — Николая Петрова и Владимира Соловьева. Окончил в 1935 году.

В 1934 году, за полгода до выпуска, сам Мейерхольд после просмотра студенческих работ сказал, указывая на Равенских: «Этого паренька я возьму с собой». В том же году он уже ставил «Пиковую даму» в Малом оперном театре (МАЛЕГОТ) в качестве ассистента режиссера, а в 1935 году был зачислен в труппу Государственного театра имени Вс. Мейерхольда, где служил вплоть до его закрытия в январе 1938 года.

В 1938 году осуществил свою первую самостоятельную постановку — «Галина» Исидора Штока в московском «Современном театре».

В 1939 году после ареста Мейерхольда начались проверки людей из его круга. Зимой к Равенских пришел Эраст Гарин и увез его из города, спрятав в подмосковных лесах у знакомого лесника, где они жили до лета 1940 года.

В 1940-1941 годах, заручившись покровительством Владимира Немировича-Данченко, проходил практику во МХАТе, затем служил режиссером Оперно-драматической студии имени К. С. Станиславского вплоть до 1950 года. Как ученик Мейерхольда в своих постановках утверждал главенствующее положение музыки в драматическом спектакле.

В 1949 году в Московском театре сатиры поставил спектакль «Свадьба с приданым» по одноименной пьесе Николая Дьяконова, ставший одним из первых советских мюзиклов. Спектакль шел на сцене с неизменным аншлагом, был сыгран 152 раза и в 1953 году снят на кинопленку.

В 1951-1960 годах Равенских служил режиссером Малого театра. Наиболее значительной его работой того периода стала «Власть тьмы» (1956), в которой он отказался от традиционного толкования пьесы, поставив ее как высокую трагедию. По словам критиков, он стремился к раскрытию светлого начала в душе русского человека, обострял характеры, вносил в действие напряженный динамизм, широко использовал музыку, свет.

Член КПСС с 1954 года.

Спектакль «Сердце девичье затуманилось» 1959 года по пьесе Виктора Курочкина, поставленный в Театре на Малой Бронной, не был принят критиками, но в нем режиссер достиг своей цели: представил внутреннее духовное состояние человека через музыку.

С 1960 по 1970 год служил главным режиссером Московского драматического театра имени А. С. Пушкина, создав ряд значительных для своего времени работ.

Читайте также:  Катя лель личная жизнь 2016 дети

Постановки Бориса Равенских в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина:

  • 1961 — «День рождения Терезы» Г. Д. Мдивани;
  • 1961 — «Свиные хвостики» Я. Дитла;
  • 1963 — «Петровка, 38» по Ю. С. Семёнова;
  • 1963 — «Романьола» Л. Скуарцины;
  • 1964 — «Повесть о спасённой любви» по И. М. Голосовскому;
  • 1965 — «Поднятая целина» по М. А. Шолохову;
  • 1966 — «Дни нашей жизни» Л. Н. Андреева;
  • 1966 — «Шоколадный солдатик» Б. Шоу;
  • 1967 — «Метель» Л. М. Леонова;
  • 1968 — «Воскресенье в Риме» Г. Крамера;
  • 1969 — «Дуэль» М. Т. Байджиева;
  • 1971 — «Драматическая песня» Б. И. Равенских и М. Л. Анчарова по роману Н. А. Островского «Как закалялась сталь».

В 1970 занял пост главного режиссера Малого театра, куда привел с собой своих актеров-единомышленников — Алексея Локтева, Владимира Сафронова, Валерия Носика. Самая значительная работа этого периода — «Царь Федор Иоаннович» (премьера состоялась 29 мая 1973 года), не сходивший со сцены на протяжении 30 лет и выдержавший более 800 представлений. В 1976 году покинул пост, продолжив работу как режиссер-постановщик.

Постановки Бориса Равенских в Малом театре:

  • 1952 — «Дорога свободы» Г. Фаста;
  • 1953 — «Шакалы» А. М. Якобсона;
  • 1954 — «Иван Рыбаков» В. М. Гусева;
  • 1956 — «Власть тьмы» Л. Н. Толстого;
  • 1958 — «Почему улыбались звёзды» А. Е. Корнейчука;
  • 1960 — «Осенние зори» В. И. Блинова;
  • 1971 — «Инженер» Е. С. Каплинской;
  • 1972 — «Самый последний день» Б. Л. Васильева;
  • 1972 — «Птицы нашей молодости» И. П. Друцэ;
  • 1973 — «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого;
  • 1975 — «Русские люди» К. М. Симонова;
  • 1976 — «Мезозойская история» М. И. Ибрагимбекова;
  • 1978 — «Возвращение на круги своя» И. П. Друцэ.

Борис Равенских не любил разговорный театр. Считал, что «современному театру явно не достает того эффекта, который возникает на симфоническом концерте, когда музыка объединяет и слушателей, и исполнителей в одном порыве», и всегда хотел добиться на сцене «музыкальности, подобной концертности звучания». Он говорил: «Музыка в каждом спектакле имеет для меня очень большое значение. Если спросят, кому бы я доверил рассказать о себе, я скажу — музыке. Когда звучит увертюра Свиридова к «Царю Федору», я знаю, что в ней есть все, что я хотел сказать своим спектаклем. Музыка — самое демократическое из искусств. Это то, что входит в каждого из нас, делает понятным, доступным одного человека другому, это гармония или дисгармония связей, составляющих структуру человеческого общества. Музыка — это не только собственно музыка, то есть звуки мелодии, то, что ухом воспринимается. Чеховская «Чайка» — музыка. Я мечтаю сделать спектакль без единого музыкального аккорда, который тем не менее был бы музыкален».

режиссер Борис Равенских

В 1978 году покинул Малый театр и пришел в Большой театр, чтобы воплотить в жизнь свою давнюю мечту о слиянии музыкального и драматического начал. В этом же году поставил оперу «Снегурочка».

Преподавал в ГИТИСе, профессор кафедры режиссуры драмы (1977). Среди его учеников — Валерий Белякович, Юрий Иоффе, Надежда Аракчеева.

В начале января 1980 года получил разрешение создать собственный театр, в котором планировал собрать своих учеников. Однако мечте режиссера не суждено было осуществиться — помешала смерть.

Борис Равенских умер 10 января 1980 года. Произошло это внезапно: он взбежал по лестнице в своем подъезде и упал, схватившись за сердце. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок № 9).

Борис Равенских — 100-летний юбилей

Личная жизнь Бориса Равенских:

Трижды был женат.

О первой жене сведений нет.

Вторая жена — Лилия Олимпиевна Гриценко (1917-1989), актриса, Народная артистка РСФСР, сестра актера Николая Гриценко.

Детей в браке не было. Позже Лилия оставила мужа и ушла к актеру Александру Шворину (известен по роли Марка в фильме «Летят журавли»).

Борис Равенских и Лилия Гриценко

Борис Равенских и Лилия Гриценко

В момент брака с Лилией Гриценко у Бориса Равенских был бурный роман с актрисой Верой Васильевой. Они познакомились в 1949 году в Театре сатиры, где Борис Иванович ставил спектакль «Свадьба с приданым». А главную роль играла молоденькая Вера Васильева. Режиссер сразу покорил ее сердце, Васильева вспоминала, что сразу в него влюбилась: «Очень сильно… Я чувствовала, что он тоже влюблен, но очень строго относится ко мне». У них начался роман, Вера даже познакомила Бориса Ивановича со своей мамой, которой Равенских понравился. Их отношения длились шесть лет, но до брака не дошло. Позже Васильева говорила: «Просто не судьба… Ни он не был бы счастлив со мной, ни я с ним. Наверное, я не та жена, которая может быть рядом с гениальным человеком».

Борис Равенских и Вера Васильева

Борис Равенских и Вера Васильева

Третья жена — Галина Александровна Кирюшина (1934-1994), актриса, Народная артистка РСФСР. Они познакомились в Малом театре. К моменту появления там Равенских Галина Кирюшина уже играла Катерину в «Грозе», поставленной Верой Пашенной. Борис пришел в театр работать над спектаклем «Власть тьмы» и позвал молодую актрису на роль деревенской девушки Маринки. С тех пор они были вместе, несмотря на 20-летнюю разницу в возрасте.

Супруги жили на Большой Бронной улице и были вместе до самой смерти Бориса Ивановича.

В браке родились две дочери.

Старшая дочь — Александра Борисовна Ровенских (1959 г.р.), актриса, режиссер, Заслуженная артистка Российской Федерации. Замужем за актером Дмитрием Полонским. Внук — Дмитрий Дмитриевич Полонский (1990 г.р.), профессиональный автогонщик и тренер по экстремальному вождению.

Младшая дочь — Галина Борисовна Равенских. Внучка — Алина.

Борис Равенских и Галина Кирюшина

Читайте также:  Моцарт личная жизнь дети

Борис Равенских и Галина Кирюшина

Фильмография Бориса Равенских:

1953 — Свадьба с приданым (фильм-спектакль)
1961 — Иван Рыбаков
1971 — Поднятая целина (фильм-спектакль)
1971 — Дни нашей жизни (фильм-спектакль)
1973 — Самый последний день (фильм-спектакль)
1974 — Птицы нашей молодости (фильм-спектакль)
1978 — Власть тьмы (фильм-спектакль)
1979 — Русские люди (фильм-спектакль)
1979 — Возвращение на круги своя (фильм-спектакль)
1981 — Царь Федор Иоаннович (фильм-спектакль)

Награды и звания Бориса Равенских:

— Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957);
— Народный артист РСФСР (1963);
— Народный артист СССР (1968);
— Сталинская премия третьей степени (1951) — за постановку спектакля «Свадьба с приданым» по одноименной пьесе Н. М. Дьяконова на сцене Московского театра сатиры;
— Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1967) — за постановку спектакля «Поднятая целина» по одноименному роману М. А. Шолохова в Театре им. А. С. Пушкина;
— Государственная премия СССР (1972) — за постановку спектакля «Драматическая песня» по роману Н. А. Островского «Как закалялась сталь»
— Орден Ленина (1974);
— Орден Трудового Красного Знамени;
— Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
— Медаль «В память 800-летия Москвы»

Источник

Александра Равенских: «Вера Васильева любила моего отца всю жизнь…» — 7Дней.ру

Александра Равенских Александра Равенских

Фото: из архива А. Равенских

У режиссера и его актрисы начался роман. Вера даже познакомила Бориса Ивановича со своей мамой. Равенских той понравился. «Я тебя понимаю, в такого можно влюбиться», — сказала она дочери.

Ночью двадцать седьмого декабря 1959 года Равенских, как обычно, написал записку: «Лег поздно. Не будить! Репетиция в одиннадцать». А перед рассветом у его жены и моей будущей мамы актрисы Галины Кирюшиной начались схватки. Она стоически терпела, но в девять не выдержала: «Боренька, больше не могу, больно очень…» Борис Иванович от испуга за жену выдал тираду, которую привести здесь не представляется возможным. Подхватив Галю, он выскочил из дома и, широко расставив руки, встал посередине улицы Горького. Перед ним тут же затормозила машина. Борис Иванович скомандовал:

— В роддом Грауэрмана!

— Нет, — возразила жена, — сначала на Арбат.

«Почему на Арбат?» — спросите вы. А потому что там жила ее мама. Она была дворником и не умела писать, но на вопрос «Что такое интеллигентность?» Равенских всегда отвечал: «Это Прасковья Павловна Кирюшина». Узнав, в чем дело, Прасковья Павловна резво сунула ноги в валенки, и они уже втроем отправились в роддом. Оттуда Равенских поехал на репетицию. Едва успел войти в Малый театр, как ему сообщили: «Борис Иванович, у вас родилась дочь!»

…Бабушка Паша называла меня ласково Шуриком. Она жила в уютном дворике. Представьте: апрель, земля только-только оттаивает после зимы. Я перебираю разноцветные стеклышки, заворачиваю их в блестящие фантики от конфет и закапываю в тайных местах. Это называлось «секретики». Выходит бабушка в сером шерстяном платке, кричит: «Дочка, дочка, иди сюда!» У нее в руках огромный кусок хлеба с маслом и черносмородиновым повидлом. Мы садимся с ней на лавочку возле старинного особнячка, разбитого на коммунальные квартиры, я ем эту немыслимую вкусноту и вдыхаю весенний воздух арбатских переулков, которые круглый год она убирала…

Всю войну бабушка Паша сбрасывала осколки с крыш и ждала без вести пропавшего в 1943-м мужа. Только раз она оставила дом — когда под Москвой были немцы. Потеплее одела четырех дочек, посадила младшую (это была моя мама) на санки, и они отправились пешком в деревню под Рязанью, откуда Прасковья Павловна была родом. Ночью на лесной дороге их окружили волки. Бабушка стала жечь вещи, санки. Огонь отпугнул зверей или просто случилось чудо, но волки ушли. Так выжила моя мама…

А назвали меня в честь другой бабушки, папиной мамы Александры Епифановны, она была графского происхождения. Равенских это не афишировал: он десять лет возглавлял Театр имени Пушкина, затем еще десять главный правительственный театр страны — Малый, был членом горкома партии и не мог при советской власти рассказывать о своих корнях. Отец его пел в хоре Александро-Невской лавры в Петербурге и обладал голосом такой силы, что мог своим пением погасить свечи. Однажды в храм привели воспитанниц Смольного института благородных девиц. Мои будущие дедушка и бабушка «глянулись» друг другу, и он увел ее из знатной семьи. Папа был младшим, пятым ребенком, родители обвенчались после его рождения. Александра Епифановна в отличие от неграмотной бабушки Паши была очень начитанной. Однажды, разочаровавшись в творчестве Горького, написала ему письмо: «Дорогой Алексей Максимович, чем вы объясните, что ваши ранние рассказы гораздо талантливее поздних произведений?» Ответа она, естественно, не дождалась…

Источник

Борис Равенских: краткая биография, творческая и педагогическая деятельность

Равенских Борис Иванович – прекраснейший режиссер и актер театра, педагог. Он имеет богатейшую творческую биографию и большое количество государственных премий и наград.

Детские годы

Борис Равенских родился в Ленинграде семнадцатого июня 1914 года, хотя на могиле, да и в некоторых официальных документах этого замечательного режиссера указан год рождения 1912. Откуда пошла такая путаница касательно даты появления на свет талантливого режиссера — неизвестно.

Отец Бориса Ивановича родился в небольшом селе Юшково Курской губернии. Он обладал прекрасными музыкальными данными. Поэтому был отдан в хор одного из монастырей, когда ему исполнилось десять лет. Там его заметили, и ревизор, приехавший из Ленинграда, забрал с собой подростка в город, чтобы тот пел в хоре Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.

Борис Равенских

Когда же голос у молодого человека уже сложился, то его пригласили в театральный хор, где он выступал вместе с Федором Шаляпиным. Об отце Бориса Ивановича говорили, что он мог своим сильным сольным пением легко погасить все свечи, которые находились в том же помещении.

Читайте также:  Алина кабаева биография личная жизнь жена дети фото

Одновременно Иван Васильевич пел и в хоре Елисеевской церкви, где и познакомился с Александрой Епифаиловной Соловьевой, которая через время стала его женой. Мать известного театрального режиссера относилась к древнему графскому роду, но старалась при советской власти это скрывать.

Борис Равенских всегда удивлялся тому, насколько образована была его мать, так как она не только успевала растить пятерых детей, но хорошо и бегло читала, а еще прекрасно разговаривала на французском языке. Известно, что Александра Епифаиловна являлась выпускницей института благородных девиц.

Борис был младшим ребенком в семье. Но венчание родителей состоялось уже после его рождения. Мать известного театрального режиссера и актера умерла во время блокады Ленинграда в Великую Отечественную войну.

Образование

Борис Равенских после гражданской войны переезжает вместе с семьей из Ленинграда в родное село Юшково, которое находится в Курской области. Но в деревне не было школы, поэтому Борису пришлось учиться в Старом Осколе. Свое семилетнее образование Борис Равенских оканчивает в 1929 году. Еще в школьные годы он стал увлекаться театром, но на сцену сам он никогда не выходил, а лишь помогал организовывать выступления. Это его пристрастие к театру было отмечено и в дипломе о семилетнем образовании. В документе указывалось, что у него имеются склонности к драматическому искусству.

Работа в театре

В конце 1920-х годов будущий известный режиссер Борис Равенских возвращается в Ленинград, но поступить в театральный институт не смог, провалив экзамены. Зато он сразу же поступает в театр рабочей молодежи, руководителем которого являлся М. Сокольский.

Молодой человек предпринимал еще две попытки поступить в институт, третья из которых увенчалась успехом. Борис Иванович становится студентом актерского факультета.

Равенских Борис Иванович

Но долго в этом институте и на этом факультете Борис Равенских не задержался и перевелся в институт сценических искусств, выбрав режиссерский факультет.

Театральная жизнь

На первом курсе института сценических искусств Борис Иванович становится ассистентом своего преподавателя в московском театре. Там он проработал до 1938 года, пока его не закрыли.

В этом же году он перешел в «Современный театр», где смог самостоятельно выполнить первую постановку. В 1940-м направляется на практику во МХАТ и уже в 1941-м ему было доверено стать режиссером оперной студии, которая был организована при театре.

Борис Равенских и его женщины

В 1949 году он переходит в столичный театр сатиры. Именно там вышла его новая постановка «Свадьба с приданым», которая не только собирала полные залы, но и была снята на кинопленку в 1953-м. Расцвет театрального творчества Бориса Равенских приходится на период с 1940 по 1950 годы. Талантливым режиссером были поставлено множество спектаклей, которые нравятся и зрителям, и критикам.

В 1960 году Борис Равенских, фото которого представлено в этой статье, был назначен главным режиссером известного столичного драматического театра имени Александра Пушкина. Для талантливого режиссера начинается плодотворный период, когда он ставит большое количество спектаклей. Такой успех и творческий подъем сопровождали Бориса Ивановича на протяжении десяти лет.

В 1970 году новое назначение – директором Малого театра. Уходя из драматического театра, он привел с собой на новое место и талантливых актеров, поэтому постановка спектаклей на новой сцене остается на высоком профессиональном уровне.

Преподавательская деятельность

В 1977 года был приглашен в ГИТИС. Борис Иванович долгое время занимался преподавательской деятельностью. Вскоре на кафедре драматической режиссуры ему было присвоено звание профессора.

Борис Равенских, личная жизнь

Среди тех, кто являлся учениками Бориса Ивановича, много знаменитых и талантливых актеров. Это Валерий Белякович, Валерий Рыбаков и многие другие.

Музыка в спектаклях Равенких

Большое внимание в своих спектаклях Борис Равенских уделял музыке. Известный и талантливый режиссер считал, что невозможно добиться эффекта восприятия от зрителя, если не использовать музыку. Ведь только она может объединить и актеров, и музыкантов, и зрителей в единое целое.

По словам самого Бориса Ивановича, музыка помогает донести до зрителя все то, что хотел сказать своим спектаклем режиссер, является неким связующим звеном между сюжетом спектакля и зрителем. Поэтому уже в 1978 году он покидает родные стены, в которых поставил много спектаклей, и переходит в Большой театр, где воплощает свою мечту и объединяет драматическое и музыкальное начало в своих постановках. режиссер Борис Равенских

На сцене этого театра Борис Иванович занимает постановками опер. Одна из самых популярных – это произведение Римского–Корсакова «Снегурочка». А в 1980 году воплощает в жизнь еще одну мечту и создает собственный театр. Он хотел собрать всех своих учеников, чтобы поставить спектакль, где могли бы соединиться драматическое и музыкальное. Но десятого января 1980 года, так и не осуществив своих планов, Борис Иванович умер.

Борис Равенских и его женщины

Женщин в жизни известного и талантливого режиссера было много. Известно, что только официальных браков было три. Борис Равенских, личная жизнь которого всегда была публичной, никогда не рассказывал о своей первой супруге. Поэтому сведений о ней нет.

Второй женой этого талантливого человека стала Лилия Гриценко, которая снималась в кино и играла в театре. Известна Лилия Олимпиевна и как прекрасная оперная певица.

Борис Равенских, фото

Третья жена Бориса Равенских – Галина Кирюшина, популярная актриса театра. Она родила в этом браке двух дочерей: Александру и Галину. Старшая дочь пошла по стопам отца, став не только актрисой, но и режиссером. Есть у известного и популярного кинорежиссера и двое внуков: Дмитрий Полонский, который является автогонщиком, и Алина.

Источник